Карл Брюллов (1799–1852) творил в стиле бунтарского романтизма. Художник с детства был окружен красивым, его отец был творческим человеком – Павел Иванович Брюллов (1760–1833) скульптор и академик французских корней. Почти до семи лет Карл был прикован к постели, медики диагностировали ему острый аневризм. Но, по воле Павла Брюллова, Карла оторвали от постели и стали обучать живописи, ведь его будущее было предрешено – он будет творцом и художником.
В 16 лет юноша попал в петербургскую Академию художеств, в чем ему значительно оказал поддержку отец. Он помогал сыну осваивать навыки художественных искусств, поэтому Карл учился лучше своих сверстников. Брюллов показал свой талант – он не просто придавал формам человеческого тела условную правильность, а оживлял их и давал грацию, ранее незнакомую ученикам Академии.
Картинами Карла Брюллова можно долго любоваться, чем и занимаются искусствоведы, видящие на полотнах нечто большее, чем видят простые зрители. Предлагаем и вам не просто посмотреть на картины, а вникнуть в их смысл, прочувствовать то, что хотел показать художник… Предлагаем ознакомиться с самыми известными картинами живописца Карла Брюллова.
10. Итальянский полдень
Год создания: 1827
Обруганная критиками картина «Итальянский полдень» – одна из самых значимых в истории жизни художника. К моменту написания Брюллов был уже широко известен, а картина была написана по заказу самого Николая I.
Дело в том, что в 1823 году живописец написал «Итальянское утро» – полотно произвело огромное впечатление на публику, и когда после ряда успешных выставок оно доехало до Петербурга, Общество поощрения художников, заплатив за картину Карлу Брюллову, преподнесло ее Николаю I. А тот подарил картину жене Александре Федоровне (1872–1918), которая была от нее в восторге. Она сделала новый заказ, и тогда художник написал «Итальянский полдень», однако критики засыпали на выставке картину нелестными отзывами, ведь тогда академическая сфера была против реалистичности и вольности.
9. Нашествие Гензериха на Рим
Год создания: 1836
Брюллов писал портреты известных людей, работал в историческом жанре, к которому и относится картина «Нашествие Гензериха на Рим». Картина отражает трагический момент в жизни древнеримской цивилизации. Полотно было написано в 1836 году, мысль о его создании посетила Брюллова еще в 1833 году, когда он был в Италии.
Известную картину заказал Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836). Жанр – историческая живопись. На картине мы видим, как войско разграбляет предводителя племени вандалов античного государства. Событие происходит в 455 году. Африканские воины безжалостно создают разруху вокруг, а основной момент в картине – похищение Евдокии (401–460) и ее дочек.
8. Турчанка
Год создания: 1837-1839
Мы видим на картине «Турчанка», которую написал Брюллов, как девушка со спокойным видом лежит, облокотившись на подушки. В ее облике все выглядит расслабленно, даже глаза выдают покой. А наряд и головной убор подчеркивают неевропейскую красоту. Под стать девушке был создан яркий фон – такой же резкий, контрастный, как и она сама.
Приглушенных тонов не требовалось, чтобы подчеркнуть ее национальность. Напротив, яркий фон подчеркивает ее красоту. Для полотна Брюллов использовал свои воспоминания, когда-то он приезжал на Ионические острова. Воспоминания были настолько отчетливыми, что не понадобилась натура. Такими он увидел турецких девушек и смог передать через свою работу всю «пряную красоту» края.
7. У Богородицкого дуба
Год создания: 1835
Картины Брюллова увлекают зрителя безмятежностью и красотой – будто бы жизнь существует по эстетическим законам, о чем можно судить, глядя на «У Богородицкого дуба». Картины так и просятся стать украшением гостиной. Приемлемая на них реакция – любование и восторг, почитание художника.
Известная картина написана в технике акварели, центральным стал дуб, являющийся украшением сакрального места, куда приходят странники совершить паломничество. Вот и сейчас Брюллов «застал» этот момент, у дуба стоят люди разного возраста и пола: девушка с зонтиком, старик, женщина. Мастерски художник смог передать игру света, который стремится пробраться сквозь густые ветви дерева.
6. Смерть Инессы де Кастро
Год создания: 1834
Как и все работы Брюллова, посвященные исторической теме, картина «Смерть Инессы де Кастро» восхищает даже тех, кто ничего не смыслит в живописи. Все потому, что тематика трогает за живое – девушка стоит на коленях, а малыши обнимают ее. Рядом стоят убийцы с видом величия. Жуткие лица головорезов и эти страшные кинжалы вступают в контраст с мужчиной, стоящим без эмоций – ясное дело, что это виновник ситуации.
Картину Карл Брюллов написал, когда находился в Милане, и на написание он потратил всего 17 дней. Прошло столько времени, а картиной до сих пор восхищаются и испытывают трепет. Полотно пронизано драматизмом – Брюллов, как и всегда, смог мастерски передать исторический сюжет.
5. Вирсавия
Год создания: 1828–1832
Историческая «Вирсавия», написанная акварелистом Брюлловым, основывается на библейском сюжете и явно демонстрирует талант художника. Полотно отлично передает идею неувядающей, завораживающей женской красоты. Картину художник написал, пребывая в Италии, однако результат его не впечатлил, поэтому он оставил ее незаконченной.
Полотно передает исторический момент – согласно легенде, царь Давид (1035 до н. э. – 970 до н. э.) увидел молодую жену своего полководца Урии. Вирсавия была так красива, что поразила его. Он послал ее мужа на смерть, а сам забрал девушку в свой дворец, за что был наказан смертью первенца.
4. Портрет Авроры
Год создания: 1837
Красота Авроры (1808–1902) будет вечно жива, ведь однажды она получила подарок от мужа – Павел Демидов (1798–1840) попросил Карла Брюллова нарисовать жену. Художник долго корпел над портретом Авроры, в итоге получилась невероятная красота. Этот портрет до сих пор «жив», он проиллюстрирован практически в каждой книге по искусству, где есть имя художника.
По легенде, Аврора славилась необычайной красотой и была очень доброй. Это в ее честь назвали знаменитый крейсер. Но к несчастью, судьба к княгине Авроре не была благосклонна: в 1840 она потеряла мужа. Аврора унаследовала огромное состояние и сумела разумно его применить.
В 1846 она решила покончить с трауром и снова вышла замуж – за Андрея Карамзина (1814–1854), но в 1854 году его убили турки. После этого княгиня построила капеллу во Флоренции и посвятила свою жизнь благотворительности.
3. Всадница
Год создания: 1832
Картина Брюллова «Всадница» одна из его лучших работ. Она полна динамики, движения и красоты. Первым делом, зритель обращает внимание на саму всадницу – вызывает удивление, как такая хрупкая девушка управляется с сильным скакуном. Сразу видно, что этот конь – потомок благородных кровей. Он красив, его шкура блестит. Скакун слегка приподнимается, словно хочет полюбоваться своей грациозностью – вряд ли у него есть цель скинуть с себя девушку.
Живописная картина была написана в Италии – о прототипе героини искусствоведы спорят до сих пор. Полотно было создано по заказу Юлии Самойловой (1803–1875), известной своими отношениями с Карлом Брюлловым.
Когда картина попала на выставку (а это произошло сразу после написания), ее назвали лучшей среди конных тематик. Брюллова стали называть вторым Рубенсом (1577–1640) или Ван Дейком (1599–1641).
2. Автопортрет
Год создания: 1848
Все мы немного нарциссы, и Карл Брюллов не исключение. Одна из излюбленных техник в истории художников – это рисование автопортрета. Автопортрет достиг вершины в жанре интимного портрета художника – Брюллов написал его в 1848 году, когда был болен.
В течение семи месяцев 50-летний творец по наставлению врачей не выходил из дома и большую часть времени пребывал в одиночестве. И, наконец, когда снаружи уже вовсю расцвела весна в 1848 году, все было пронизано теплым ветерком и насыщенными ароматами цветов, первое, что попросил Брюллов у врачей – это принести ему краски и мольберт. Его просьба была исполнена. Когда художник получил желаемое, он быстро создал автопортрет, но периодически возвращался к нему, чтобы подправить.
1. Последний день Помпеи
Год создания: 1827–1833
Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым в Италии, куда он отправился в поездку. Несмотря на то что художник должен был вернуться из поездки через 4 года, он прожил там 13 лет. Сюжет картины осмысливает исторический момент – гибель Помпеи: 24 августа 79 года до н. э. 2000 жителей погибли из-за извержения вулкана.
Брюллов впервые побывал на месте в 1827 году. Отправляясь туда, 28-летний творец даже не догадывался, что поездка так сильно его впечатлит – чувства, которые живописец испытал на месте, не оставляли его в покое, так и приступил Брюллов к созданию картины, на которой изображены итальянцы. Это одна из самых известных картин Брюллова, на создание которой потребовалось 6 лет.